ГЛАВА 9. РАЗДОЛЬЕ ДЛЯ ДИЛЕТАНТОВ Как только на рынке появились видеокассеты, а в
телевизионных программах всего мира были показаны материалы об истории
происшествия в Розуэлле и отдельные отрывки из появившегося эпизода о
вскрытии, наступление на фильм пошло по всему фронту. Кому-то постоянно
казалось, что все не так: и это криво, и то косо, а подобного так и
вообще быть не может. И еще до серьезного спора о подлинности фильма
миру предстояло пройти через шумиху, поднятую дилетантами всех стран. "Неправильный" телефонный шнур. Да и все остальное
тоже... В эпизоде вскрытия на стене виден телефон со
спиральным шнуром. А раз спиральный, то таких, мол, не могло быть в 1947
году. С потолка свешивается микрофон, а марка его, похоже, более
позднего выпуска, хотя толком ничего не видно. И часы многих не устраивали. Создавалось впечатление,
что сразу масса людей переквалифицировалась в специалистов по
идентификации предметов середины века. Но вскоре выяснилось, что эта
марка стенных часов была на рынке начиная с 1936 года. А свешивающийся с
потолка микрофон изготовлен фирмой "Шур Бразерс" и продавался с 1945
года. Особенно долгим и безумным было несогласие
"энциклопедистов" с видимым в эпизоде телефонным шнуром. Вопрос с телефонным проводом был окончательно решен
еще до августа 1995 года, а во Франции каталог начала сороковых годов с
этим типом шнура показали в сентябре по телевидению. В США известный
противник реальности НЛО (работа у него такая) Филип Класс все еще шумел
в ноябре 1995-го, называя 1956 год датой рождения подобных телефонов. А
раз так, то и фильм - фальшивка. Не отставал со сказками про
"неправильный" провод и немецкий "Шпигель". Американский журнал "Тайм" окончательно утихомирил
"энциклопедистов" в декабре 1995 года: "По заключению историка фирмы
AT&T Шелдона Хокайзера, показанное в фильме не может быть оспорено из-за
несоответствия телефона времени съемки. Эта модель телефона датируется
1946 годом, а спиральный шнур предлагается покупателям с 1939 года".
Выяснилось, что армия заказывала телефоны только со спиральным шнуром.
Да и вообще в Атланте (шт. Джорджия) в музее телефонной компании "Белл"
эта модель 1946 года настенного аппарата фирмы "Вестерн Электрик" висит,
как и положено, на стене... В январе 1996 года Ф. Классу пришлось с сожалением
проглотить телефонную пилюлю. А в "Шпигеле" сделали вид, что ничего не
произошло: ну, зарапортовались, ну, с кем не бывает. Не рассказывать же
читателям об этом? Тем более что в реальность фильма все равно верить не
хочется. А у нас в России тема про телефон была модной и в
первой половине 1996 года. Хирургические инструменты и костюмы. Много было
споров и по поводу хирургических инструментов: таких, мол, нет нигде, и
все тут. Да и лоток, в котором они лежат, не существует в природе. Но в
США обсуждение "неправильных инструментов" заглохло после заявления
бывшего президента Американской академии судебной медицины Сирила Вэкта,
признавшего, что в фильме присутствует стандартный набор в стандартном
лотке, и все соответствует применявшемуся при вскрытиях в сороковых
годах. Настроение французских скептиков испортил хирург Патрик Брон,
продемонстрировавший на видеокассете такие же, что и в фильме,
инструменты, взятые из музея его госпиталя.
Оказалось, что многих не устраивают защитные костюмы,
в которых работают врачи. Не вступают ли они в противоречие с видимой в
помещении надписью "Опасно"? Цифровое увеличение кадра позволило
прочесть текст полностью: "Опасно: максимальное время работы - два часа". Далее
указан номер телефона. Но табличка с надписью могла находиться в помещении с
незапамятных времен. Тем более что помещение оборудовано для проведения
чего угодно, но только не для анатомических исследований. Абсурдных аргументов против подлинности кадров о
вскрытии не занимать. К сожалению, пальма первенства здесь принадлежит
людям, выдающим себя за уфологов. Увы, имя им легион. И причина
появления этого легиона вполне понятна. Подлинность кинодокумента о
вскрытии означает катастрофу для тех уфологов, кто решил провести всю
свою жизнь в абстрактных разговорах об интересной проблеме и находиться
без конца в центре внимания. И особенно для тех, кто, надув для большей
солидности щеки, наговорил "сорок бочек арестантов" о параллельном мире,
другом измерении и прочих интересных предположениях, выдаваемых за
истину в последней инстанции. Но тут оказалось же, что сегодня последней
инстанцией является кинодокумент, требующий серьезного разговора. А для Сантилли и его людей наступило время собирать
деньги. Деньги, ради которых он и влез в эту историю. И глупо осуждать
его за это. Оглядываясь назад, понимаешь, насколько грамотно была
проведена рекламная кампания, предварившая появление на рынке
видеокассеты. Совершенно очевидно, что информация о фильме должна была
исходить только из уст какого-либо известного уфолога, иначе все можно
было бы свести к фарсу. А далее, чем больше известных уфологов
подключится к разговорам о фильме, тем лучше. Подключились все. Но даже оспаривавшие подлинность
фильма, ссылаясь на телефонный шнур и инструменты, способствовали, сами
не желая того, его рекламе. Основные направления поиска ответов. Если идет речь о
спорном, как кажется, кинодокументе, зафиксировавшем вскрытие
неизвестного трупа, то вопрос должен решаться не заявлениями ex cathedra
или соображениями типа "верю - не верю", а изучением вызвавшего
дискуссию материала по следующим направлениям: исследование кинопленки
для определения ее типа, даты изготовления и срока, в течение которого
она могла быть использована без ущерба для качества съемки; - визуальная
экспертиза патологоанатомами процедуры вскрытия (оценка действий
проводящего вскрытие, идентификация органов); - консультация со
специалистами, создающими для кино "эффекты живого"; - правовая оценка
самой возможности широкого показа в мире кадров со вскрытием тела
человека (если допустить, что это земной человек), родившегося с массой
анатомических аномалий, без согласия на то близких родственников;
последствия подобного вторжения в личную жизнь граждан. На сегодня по всем этим пунктам имеются ответы, и не
знает их только тот, кто не хочет ничего знать. |